Состояние экономического потенциала страны, ее конкурентоспособность на внутреннем и мировом рынках, а также обороноспособность в значительной степени определяются уровнем развития машиностроения.
Распоряжением правительства утверждена “Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года”, а министерством экономического развития по его поручению составлен “Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года”. В этих документах машиностроительный комплекс, включая энергетическое, нефтегазовое, транспортное и тяжелое машиностроение, а также станкостроение отнесены к базовым отраслям промышленности и названы ключевыми секторами экономики. Целью государственной политики объявлено повышение глобальной конкурентоспособности российского машиностроения.
Также была утверждена государственная программа “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности”, включавшая подпрограммы “Развитие транспортного и специального машиностроения”, “Развитие производства средств производства”. Были утверждены “Стратегия развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года”, предусматривающая обеспечение обещающих потребностей горно-металлургического комплекса, в т.ч. развитие металлургического машиностроения, как базовой составляющей тяжелого машиностроения: “Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года”; “Стратегия развития транспортного машиностроения Российской Федерации на период до 2030 года” и план мероприятий по ее осуществлению; “Стратегия развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года”; “Стратегия развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2030 года”.
Все они призваны обеспечить: повышение конкурентоспособности продукции и обеспечение промышленных предприятий высокотехнологичным, надежным и энергоэффективным оборудованием, отвечающим современным техническим, экономическим и экологическим требованиям; сокращения критической зависимости российских стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов (авиастроительного, ракетно-космического, судостроительного и энергомашиностроительного) от поставок иностранных технологических средств машиностроительного производства; технологическое перевооружение российского машиностроения и постоянное воспроизводство и совершенствование применяемых ими технологий; увеличение объема производства востребованных станков; сокращение доли импорта во внутреннем потреблении продукции тяжелого и энергетического машиностроения, станкоинструментальной промышленности; повышение на внутреннем рынке доли отечественной продукции транспортного и специального машиностроения; повышение вклада их продукции в валовый внутренний продукт; увеличение объемов и доли экспорта их продукции в общем объеме производства.